О сайте | Услуги

Темы новостей

Футбольный клуб знает обо мне больше, чем моя жена!

С развитием информационных технологий появляется все больше возможностей для фирм и предпринимателей «безболезненно» для клиентов собирать о них информацию и формировать их подробный портрет. Этот портрет потребителя нужен для того, чтобы в перспективе найти к нему наилучший подход и не оставить клиенту шанса отказаться от покупки. С каждым годом принципы бизнеса все больше проникают в спорт, пришла в европейские спортивные клубы и идея постоянного сбора различных сведений о болельщике с целью последующего стимулирования продаж и усиления преданности фанатов. Как же футбольные клубы это делают?

Полцарства за e-mail

Современные сайты крупных футбольных клубов содержат огромное количество возможностей для болельщиков. То, что можно следить за всеми новостями клуба посредством его интернет-ресурса практически в реальном времени, уже никого не удивляет. То, что можно общаться с друзьями по футбольным интересам в форуме и чате, тоже стало обычным делом. Но прогресс не стоит на месте, развиваются интернет-технологии, а вместе с ними и web-сайты футбольных команд.

Всё включено

Помимо традиционных фотогалерей на страничках футбольных клубов уже прописались видеогалереи с лучшими моментами матчей, интервью с игроками, репортажами о клубах. Более того, клубы начинают создавать свои собственные телеканалы. Без собственного TV, вещающего через спутник или через интернет, не обходится ни один крупный клуб Европы. Дело в том, что клубный телеканал - это вдобавок ко всему еще и неплохой источник дополнительных доходов. Многие болельщики готовы платить умеренную абонентскую плату за возможность получать эксклюзивную информацию о клубе посредством клубного телеканала. Кстати, российские клубы тоже понемногу осваивают телевизионные просторы. Подобие клубного телеканала присутствует на сайтах трех московских клубов: «Динамо», «Москва» и «ЦСКА». Пока это не непосредственное вещание, а скорее подборка матчей основных и молодежных составов, сюжетов о клубах и различных интервью с эфирных телеканалов. Пионером в области эфирного клубного телевидения стал клуб «Сатурн», тогда ещё «Сатурн REN-TV». Сейчас у клуба есть собственная передача на одном из спортивных телеканалов. А у «Зенита» есть своя радиостанция в FM-диапазоне.

Новости клубных интернет-сайтов также меняют свою форму. Все больше сайтов используют технологию RSS. Теперь новости клуба могут «висеть» в отдельном окошке на вашем рабочем столе, чтобы не нужно было постоянно залезать на сайт в поисках обновлений. Такой «виджет» предлагает своим поклонникам, например, мадридский «Реал». Самые важные новости и предложения от клубов приходят к болельщикам на e-mail, чтобы они уж точно ничего не упустили и не забыли приобрести билеты на важный матч и новый шарф с символикой команды.

Кроме того, интернет-ресурсы футбольных команд начали понемногу перенимать элементы чрезвычайно популярных сейчас социальных сетей. На сайте «Милана», например, можно вести свой фотоблог, а на сайте «Шальке 04» - обмениваться сообщениями с другими пользователями, добавлять их в друзья и загружать свои фотографии.

Это всего лишь краткий перечень сервисов, предлагаемых интернет-ресурсами крупнейших футбольных клубов. Их полный список слишком велик и заслуживает отдельной статьи. Среди этих ресурсов и сервисов можно упомянуть игры, розыгрыши, специальные страницы для детей, контент для мобильных телефонов, материалы для скачивания (обои для рабочего стала, скринсейверы) и многое другое.

За удовольствия надо платить?

Столько всего, и всё безвозмездно? Условно говоря, нет. По ценовой политике клубы отличаются достаточно сильно. Например, «Барселона» предложит болельщику получать e-mail рассылку, только если он вступит в фан-клуб. А сделать это можно, только оплатив членский взнос величиной в 75 евро. А другие клубы, такие как «Манчестер Юнайтед», «Арсенал», «Бавария», в большинстве своем предложат болельщику подписаться на рассылку, а также получить доступ к различным разделам сайта (чат, форум, загрузки), если он просто пройдёт регистрацию - 5 минут потраченного времени и никаких денежных затрат со стороны болельщика. Но эта «простая регистрация» может принести клубу впоследствии намного больше, чем 75 евро. Как это происходит?

Фамилии, имена, явки

При регистрации болельщику предлагается форма для заполнения, содержащая порядка 10 обязательных полей. В основном, от болельщика требуется указать фамилию, имя, адрес электронной почты, пол, дату рождения, город и страну проживания, а также адрес и индекс. Достаточно часто в качестве обязательного или дополнительного поля фигурируют номер телефона и форма обращения. Мадридский «Реал» также интересуется национальностью болельщиков и их любимым игроком, а «Бавария» - компанией, где болельщик работает (конечно, на этот вопрос отвечать необязательно). Зачем клубу может понадобиться вся эта информация?

Прежде всего, необходимо идентифицировать каждого болельщика. Для этого необходим его уникальный e-mail. Идентификатором также могут служить фамилия и имя, а также адрес или номером телефона. Фамилия и имя нужны в любом случае, чтобы обращаться к болельщику. А адрес, телефон и e-mail открывают доступ к различным каналам общения с болельщиком.

Чтобы иметь возможность проводить направленные маркетинговые мероприятия, которые имеют значительно большую эффективность, чем массовые, клубу необходимо сегментировать болельщиков по различным признакам: местонахождение болельщика, его возраст и пол, социальное положение, профессиональная деятельность и многое другое.

На возможность посещать матчи, естественно, влияет местонахождение болельщика. Чтобы выделять различные сегменты по этому признаку, необходимо иметь в базе данных информацию о городе, стране и месте проживания болельщика. Для иногородних и иностранных болельщиков информация о домашних матчах будет не слишком актуальна, зато им может быть более полезна информация о выездных матчах. Болельщикам, живущим неподалеку от стадиона, может быть интересна информация о каких-то околоспортивных мероприятиях, проводящихся там. В случае если в день матча остаются нераспроданные билеты, можно провести смс-рассылку по болельщикам, живущим в данном городе, или даже по болельщикам, живущим недалеко от стадиона (при условии наличия в базе номеров мобильных телефонов).

Также немаловажными факторами, определяющими интерес к футболу, являются возраст и пол болельщика. Как показало исследование ВЦИОМ от 2006 года «Развитие футбола в России», футбол - спорт номер один для мужчин при том, что среди женщин доля интересующихся футболом достаточно мала, и наиболее популярным видом спорта является фигурное катание. Очевидно, что женщин в футболе и вообще в спорте, интересует особый набор аспектов. Они, например, могут приходить на стадионы за компанию с мужьями, друзьями и детьми. В целом, информация о половой принадлежности болельщика является весьма значимой для определения возможных методов его стимулирования, а также для создания специфической атрибутики.

Что касается возраста, то исследование ВЦИОМ показало, что более половины реальной аудитории футбола начали интересоваться им до 15 лет. Это доказывает важность отдельной работы с данной возрастной группой. Поэтому при регистрации клубы собирают информацию о дате рождения. Это также поможет не допустить участие несовершеннолетних в играх и розыгрышах, предполагающих материальный вклад.

Без сомнения, чем подробнее портрет болельщика, тем более качественную стратегию продаж и тем более успешную программу повышения лояльности болельщиков сможет запустить клуб. Однако чем длиннее анкета, тем выше вероятность, что болельщик не захочет тратить время на её заполнение или испугается такого повышенного внимания к своей персоне. Поэтому клубам приходится изобретать дополнительные способы сбора информации о болельщиках.

Спроси меня, и я скажу

Самое простое - включать в анкету необязательные поля, либо предоставлять возможность после регистрации дополнять профиль информацией о своих интересах, любимых игроках и видах спорта. Если болельщик указал в своем профиле того или иного любимого игрока, а впоследствии получил персональное приглашение на автограф-сессию с этим спортсменом, он, скорее всего, ещё долго будет благодарен клубу и станет ещё более преданным болельщиком, если это, конечно, возможно.

Творчески подошел к вопросу сбора дополнительных сведений французский клуб «Пари Сен-Жермен». При заполнении стандартной анкеты для регистрации на сайте, можно отметить поле «Я хочу предоставить дополнительную информацию». При этом болельщику откроется новая анкета такого же размера, где ему предложат сообщить, живет ли он в съемной квартире или в собственной, каков род его деятельности и так далее. Скорее всего, эта информация нужна для формирования потребительского портрета болельщиков не столько для самого клуба, сколько для его партнеров. Дело в том, что спонсоры продвигают свои бренды посредством ассоциации с футбольным клубом, и в рамках продвижения могут организовывать разнообразные совместные рекламные акции. Поэтому им очень важно знать, на кого ориентироваться, и стоит ли вообще ориентироваться на болельщиков данного клуба - может быть, среди целевой аудитории клуба и вовсе нет потенциальных потребителей их товаров. Однако здесь возникает необходимость предоставления части анкетных данных пользователя третьим лицам, что может затрагивать вопросы политики конфиденциальности.

Ещё один способ получить необходимую информацию у болельщиков - предложить им поучаствовать в опросе. Если опрос доступен только для зарегистрированных пользователей после входа на сайт, то ответы каждого пользователя можно будет «подшить» к его личному делу, то есть сохранить в базе данных болельщика, а не просто получить агрегированный результат опроса. Существует и иной путь. Распространенная практика - разыгрывать призы среди участников опроса. Это является дополнительным стимулом заполнить опрос, а также оставить личные данные, чтобы позволить клубу сообщить о выигрыше. Опросы помогают не только дополнить портрет болельщика, но и узнать его мнение о различных акциях клуба или о каких-то нововведениях в жизни клуба, стадиона или сайта. Но оказывается, что при помощи современных технологий собирать такого рода информацию можно ещё проще и совершенно незаметно для самих болельщиков.

Магазин на диване

В борьбе с другими предложениями в сфере досуга и развлечений футбольные клубы стремятся к наиболее качественному и удобному предоставлению услуг. Здесь речь идет об онлайн-бронировании билетов и о покупках атрибутики и «сувенирки» в интернет-магазинах. К этому пришли и в России. Футбольные клубы российской Премьер-лиги обзаводятся своими интернет-магазинами, билетными интернет-партнерами и собственными системами бронирования. Вполне можно пожалеть о том, что у нас пока не очень популярны платежи по пластиковым картам и с помощью электронных денег (правда, возрастает использование платежных терминалов), поэтому процедура бронирования осложняется необходимостью выкупа билетов в кассах за наличные деньги, необходимостью оплаты через банковский офис или почтовым переводом. Однако тот факт, что можно посмотреть схему зала с указанием свободных мест и всех ценовых категорий билетов из дома, а также то, что можно не ездить в единственный магазин атрибутики, расположенный на другом конце города - уже само по себе свидетельствует о возрастающей роли интернет-технологий в работе российских футбольных клубов..

В Европе все обстоит несколько проще. Там уже привыкли совершать платежи через интернет. К тому же на Западе обороты набрала система замены бумажных билетов (не только абонементов) пластиковыми картами. Когда эта система распространится повсеместно, кассы будут нужны только для первичной покупки карты, либо для гостей города. После того, как карта куплена, следующий билет будет просто «зачисляться» на неё и вступать в силу, когда болельщик приложит карту к турникету на входе на стадион.

За нами следят?

Справедливости ради нужно отметить, что в описании приобретения билетов и товаров у клуба мы упустили целых два момента, когда происходит сбор информации о болельщике. Во-первых, сам момент покупки. Зарегистрировавшись на сайте «Манчестер Юнайтед» или «Баварии» болельщик сразу может приступать к бронированию билетов. И естественно, сведения о совершенных покупках сразу поступают в базу данных клуба. Многие клубы, однако, реализуют продажи через билетных партнеров или внешние системы бронирования. В этом случае нужна будет отдельная регистрация. Однако данные из этой системы вполне возможно интегрировать с базой данных клуба. Аналогично и с покупкой атрибутики.

Второй важный момент - это турникеты. Благодаря именным пластиковым картам, клуб может узнать и занести в базу данных даже то, за сколько времени до матча человек пришел на стадион. Тех, кто любит прийти пораньше, можно, например, посредством SMS или e-mail рассылки пригласить на какое-нибудь мероприятие в кафе стадиона до начала матча. Также система турникетов и пластиковых карт может помочь клубу следить за неблагонадежными болельщиками, замеченными раньше в хулиганском поведении, и активизировать силы правопорядка при их появлении на стадионе. Той же билетной картой, в принципе, можно расплачиваться и в магазинах и кафе, расположенных на арене. Такая система, например, работает в немецком клубе «Шальке 04». Указание номера клубной карты или абонемента при совершении покупок также обеспечивает поступление соответствующей информации в базу данных.

Дополнительный способ «слежения» за болельщиками и их поведением предоставляют сайт клуба и e-mail рассылка. Существуют определенные технологии, чтобы подсчитывать нажатия на различные ссылки как на сайте, так и в рассылке, находящейся в личном почтовом ящике. Это позволяет определить, какая информация в наибольшей степени интересует каждого конкретного болельщика и какие из предложений клуба являются для него наиболее интересными. Подробная информация о болельщиках и его футбольных интересах необходима клубу, чтобы персонализировать рассылку и сделать её ещё более удобной и информативной для каждого конкретного болельщика.
Хорошая «кредитная» история

Итак, современный футбольный клуб имеет возможность составить обширную базу болельщиков с помощью регистрации на сайте и сбора личных данных при первичной покупке билетов и товаров у клуба. В дальнейшем, эту базу данных можно пополнять данными обо всех сделках болельщика с клубом, а также о переходах по ссылкам на интернет-ресурсах клуба, фактах участия в конкурсах и так далее. В идеале, клуб может определить не только то, на какой странице сайта вы в основном проводите свое время, сколько денег вы тратите на атрибутику в месяц и какое ваше любимое место на стадионе, но и то, сколько гамбургеров вы съели в ресторане клуба на стадионе и за сколько минут до начала матча вы пришли. Раньше вам казалось, что это знаете только вы, но, оказывается, это знает и ваш любимый клуб.

Такое взаимодействие с клиентом-болельщиком является одним из основополагающих принципов современной системы клиентоориентированного подхода. Это выгодно как для клуба, поскольку позволяет повысить эффективность собственных маркетинговых мероприятий и всей системы продаж в целом, так и для болельщиков, которые получают не только наиболее интересную информацию, но и всяческие скидки и подарки как наиболее верные болельщики. Так что, не стоит скрывать от футбольного клуба своей любви.

Елена Дьячкова,

Аналитический Центр компании «НОРБИТ»

 

 

 



Ссылки по теме: