О сайте | Услуги

Темы новостей

Значение телетрансляции спортивного события и ее особенности

    Телетрансляция спортивного события – возможно, самый сильный аргумент в переговорах устроителей мероприятия и потенциального спонсора. Ведь этот «пункт» имеет широкий спектр вариаций и способов презентации спонсора, а значит, обладает большим потенциалом для того, чтобы сполна окупить инвестиции.

 Не случайно во всем Мире интересы телевизионных компаний учитываются при решении о географии размещения профессиональных команд, определении их числа в спортивных лигах, составлении календаря игр и т.д. Более того, обычно от продаж прав броадкастинга живут не только клубы, но и сама лига.

      Россия, конечно, исключение: например, самый популярный игровой вид в стране, футбол, фактически представляет собой чемпионат г. Москвы и Московской области, а когда он заканчивается и определяется победитель, то становится ясно, что это еще и чемпионат имени города Москвы. 

     В России спортивные трансляции по-прежнему имеют невысокий рейтинг, а основной источник дохода для телевидения сегодня - это сериалы. Возможно, теперь, с выбором Сочи столицей Олимпиады 2014, ситуация изменится, но многое будет зависеть от того, станет ли это тенденцией или же скоротечной модой. Другими словами, возможно, нас теперь «накормят» спортом еще до долгожданной зимы в субтропическом раю, ведь в такой стране живем…

     Просто трансляция спортивного события – это еще не все. Вот что говорит по этому поводу спортивный продюсер NBC (США) Андрей Стеганцов в одном из интервью: «Допустим, на каком-то американском канале планируют транслировать несколько соревнований по определенному виду спорта. Перед тем как осуществить покупку, аналитики канала оценивают предполагаемый рейтинг передачи, думают, что, где, в каком объеме закупать, общаются со спортивной федерацией, клубами, игроками. После того как деньги заплачены, идет работа с рекламодателями и медиа. Потом аналитическая группа работает с двумя сторонами и начинает детально, как в фильме, работать над каждым кадром, каждой деталью – детальный маркетинг. Представьте режиссеров того же «Властелина колец»: они отсняли кучу материала, потом все собрали вместе, пытаясь увидеть, прочувствовать картину. Точно так же происходит процесс подготовки спортивного шоу – собирается большой коллектив и пытается «увидеть» продукт, чтобы потом с уверенностью сказать: «Да, выпускаем».

     Технология телетрансляция весьма сложный процесс, не случайно целая аналитическая группа принимает решение о будущем проекта. Ведь решение зависит от многих параметров. Например, следует учитывать качество, стандарты передаваемого изображения, архитектурные особенности место проведения спортивного события, минимальное количество камер и, соответственно, операторов. Кроме того, в расчет берется рейтинг, доля и другие показатели медиапланирования, большое значение имеет статус самого спортивного события, его привлекательность как вида спорта, его результативность, наличие спортивной интриги и игроков-звезд.

     При этом традиционно считается, что себестоимость бродкастинга спортивного события не высока, так как оно, во-первых, не требует затрат на организацию (уже есть команды, есть договоренность о матче, все точно будет происходить в определенное время и т.д. в отличие от съемки кино, телеспектаклей, концертов и т.п.). Во-вторых, все снимается «в один присест» - нет множества дублей, протяженного графика съемки и т.д., напротив – все отсняли за 2-3 часа. При этом хороший матч, отснятый качественно, соберет достаточно большую аудиторию при повторном показе. А если спортивное событие из разряда special event (NBA All-Star Game) или носит характер «исторического» (финальный матч Лиги Чемпионов), то со временем его цена и ценность будет расти, как цена на отличный коньяк или недвижимость, расположенную в зоне грядущей Олимпиады...

     Чтобы спортивное событие имело «аппетитный» вид, необходимо отснять его определенным образом. Как? Решить заранее невозможно: спорт интересен своей импровизацией, спонтанностью.

     Конечно, есть всякого рода эксперты и аналитики, которые могут создать ощущение «запланированной импровизации», но когда лидер Чемпионата страны по футболу ЦСКА проигрывает команде из нижней части турнирной таблицы «Лучу-Энергии» со счетом 4-0, то становится ясно, что прямая трансляция этого матча, скорее всего, соберет меньшую аудиторию, чем его повтор, после того, как станет известен результат. К экранам примкнут миллионы болельщиков и любителей спорта, в том числе и людей «нефутбольных», чтобы лично запечатлеть событие во всех деталях. А ведь такие матчи не редкость, вспомните, победу сборной России по футболу над сборной Франции, победы  ФК «Спартак» и ФК «Локомотив» над европейскими грандами в матчах Лиги Чемпионов и весь Чемпионат Европы по баскетболу 2007 года.

     Эти матчи имеют историческую ценность, для преданных болельщиков важна каждая деталь, каждый кадр, каждое слово комментатора. И здесь встает очень важный вопрос для подобных событий: какие детали и как отбирать по ходу трансляции? Ответ на этот вопрос ищет уже не одно поколение документалистов. Помните: камера запечатлевает историю, действительность или же это только видение этой действительности оператором? Можно ли просто поставить камеру и «поливать» и это будет уже «документальная» съемка или этого не достаточно? (Есть что-то такое в трансляциях Чемпионата страну по футболу, верно?) Если учесть, что режиссер и оператор решают, что будет в кадре, а что нет (при этом то, что в кадр не попадает, происходит в Мире параллельно тому, что решено туда взять, и происходит одновременно и, возможно, имеет большую ценность), то можно ли им верить, что действительность была именно таковой?

     При этом заметим, что если у режиссеров и операторов в документальном кино есть время отобрать материал, решить что попадет в «вещь», а что нет, выстроить «картинку», снять в нужных тонах, через нужный фильтр, переснять, смонтировать в необходимом темпоритме, наложить музыкальную тему, подчеркивающую атмосферу кадра, то у режиссера трансляции спортивного события ничего этого нет. Здесь детали, атмосфера, характер события  - все это определяется в реальном времени и в реальном же времени нужно принимать решение, определяя, что попадет в историю, а что нет. Характеры, которые определяют интригу, результат матча, тоже «обнажаются», что называется «прямо сейчас» и оттого, подметит это режиссер и оператор или нет и как они это преподнесут, зависят не только мои, зрителя, ощущения во время просмотра, но и судьба самого матча (будет потом кассета с ним пылиться или же его можно «продать») и его участников (станет игрок более приятен, интересен зрителю или нет).

     «В прошлом году я был в Украине и смотрел по телевидению футбольный матч, - рассказывает в интервью Андрей Стеганцов. Картинка представляла собой облезлое поле, а дальний план, захватывал в кадр какой-то военный забор с различными надписями, пятиэтажный дом, где люди сидят на балконах и бесплатно смотрят футбол, какие-то трубы. Это, конечно, детали, но вот только со знаком «плюс» или со знаком «минус»? Почему те, кто руководят съемками на месте (операторы, режиссеры), думают, что люди будут смотреть только на матч и на футболистов? Неужели не важны цвета? В Европе газон как минимум имеет цвет и находится в хорошем состоянии, а многие украинские поля – с земляными залысинами возле вратарей. Это тоже деталь. Сегодня главная проблема – повышать зрелищность спорта. И спортивные клубы, а не только телевидение, также должны над этим работать».

     Звездами спорта становятся не благодаря результатам, а благодаря телевидению, которое нам о них рассказывает. Оно может очаровать и склонить переживать вечному «середнячку» турнирной таблицы, а может заставить увидеть в победителе холодного, расчетливого человека, который собрал все «золото», а другим ничего не оставил…

     Телевидение делает из спортсменов «звезд», которые потом зарабатывают благодаря нему же, зарабатывают и сами телевизионщики, а главное, зарабатывает и сам спорт, зарабатывает вся спортивная индустрия.

     В Подмосковье, в городе Видное проходил Чемпионат Мира по баскетболу среди девушек до 21 года. Это редкая возможность увидеть рождение будущих звезд, которые определят расстановку сил в будущем в этом популярном игровом виде спорта. Здесь вам и традиционный фаворит любых соревнований по баскетболу – США (будущий DreamTeam?), здесь вам и «crazy hands» Капрео – плеймейкер сборной Бельгии, здесь вам и французская центровая Груда – девушка с впечатляющей гармонией техники владения мячом и физической мощи, выступающая уже за основную сборную своей страны. А главное, здесь Вы можете live увидеть парочку, задающую тон всей игре сборной России: огонь и лед, но не сошлись, а объединились: Екатерина Савельева (атрибут – целеустремленность, эмоциональность, страсть) и Елена Данилочкина (атрибут – холодная, сдержанность, расчетливость). Кто видел, тот согласится, что их игра – это действительно эстетическое зрелище для настоящего гурмана!

     Тем не менее, от матчей с участием сборной России на этом Чемпионате Мира болят глаза… Примерно 1/5 или 1/7 (в зависимости от установок контрастности и яркости на вашем телеприемнике) игрового поля, где происходят самые активные действия спортивного события, залиты чудовищными отсветами на полу. Эти отсветы настолько сильны, что полностью скрывают разметку поля, там, где она с ними пересекается. Матчи можно смотреть либо отрываясь каждые три минуты на отдых для глаз (благо наша сборная заставляет тренера команды-соперницы постоянно брать таймауты), либо в солнечных очках.

     Итак, операторы и режиссеры способны сотворить кумиров, запечатлеть историю и придать ей значение, произвести продукт на экспорт.

     Телетрансляция – это продукт, в котором важна каждая мелочь, но при этом нет шанса заменить некачественную деталь.

     Приведем некоторые типичные элементы, способствующие «зрелищности» телетрансляции СС, провоцирующие более интенсивный эмоциональный отклик зрителя (по большей части на примере все того же баскетбола, но все они в той или иной мере могут быть адаптированы для других игровых видов спорта):

     1.  Экспозиция. Обычно это заставка вида спорта, предстоящего СС, далее ролик о событии, об исторической роли участников в этом событии, об истории турнира, о его значимости и популярности (возможно через ассоциативный ряд). Далее представление главных действующих лиц события – тренеров, команд, игроков-звезд, «темных лошадок» и прочее. Представление подкреплено выдержками из интервью, аналитикой, комментариями авторитетных специалистов, предположениями болельщиков, статистикой.

     2. Следующая задача – передать атмосферу на СС. Для этого обычно  «вставляют» бушующих болельщиков (панорама, крупные, средние, наезды).

     3. Далее представление места проведения СС, как место, где вершилась и вершится история – статистика, кадры хроники. Здесь же кадры об обстановке в городе, которые говорят зрителю, что событие настолько важное, что улицы буквально опустели: все на стадионе!

     4.  Сцена готова, атмосфера выставлена, далее - представление предполагаемых главных героев встречи, статистика (какая именно, зависит от конкретного СС и участников). Особенность – снимаются в основном на длиннофокусном снизу, ассоциативный монтаж, учитываются особенности шоу-представления.

     5. Представление комментаторов (о технике их работы отдельный БОЛЬШОЙ разговор). Комментаторы – обслуживающий персонал, но это элемент, который «работает» на атмосферу, значимость, ценность, следовательно: они (минимум двое, максимум трое), эксперты, уважаемы, либо интересны как личности. Представляются «в камеру». (В России комментатор - это обычно «отвлеченный шум» за кадром.)

     6. Камеры и реклама в зале, на стадионе должны располагаться «коммуникативно» (в российских трансляциях обычно «спонсорские» места отсвечивает, обрезает, а-то и вовсе не снимают).

     7. На информационном табло для телезрителя (время матча, счет, команды) кроме названия организации, под эгидой которой проходит СС следует оставлять упоминание о значимости матча либо просто о его статусе: «Матч за звание Чемпиона Мира», «Третья игра финальной серии (счет в серии 2-2)», «Игра за 3 очка, возможно 7 домашняя победная игра».

     8. Смена планов по ходу трансляции зависит от динамики и ритмики матча, а так же оттого, насколько часто до «момента» менялись планы и как.

     9. Повторы даются со сменой скорости, «время крупным планом», с обязательной сменой плана, при которой есть возможность акцентировать внимание на необходимой детали.

     10. Повтор «спорных», «решающих» и «острых» моментов дается (кроме разноплановых вариаций с измененной скоростью) с ассоциирующим монтажом: вот момент – вот реакция зрителей (игрока, партнеров, противников, владельцев, судей, группы поддержки, друзей игрока, родственников, его противников, его персональных болельщиков, комментаторов, специальных и больших гостей, талисмана, комментаторов).

     11. Стоит снимать группу поддержки «за работой» – крупные планы, смена планов, эмоции, улыбку, замедленный повтор. Это мини клип, который, при условии, что известен номер и рассчитан, можно монтировать с игровыми моментами (в трансляция в записи однозначно). Также может быть ролик о группе поддержки, если она чем-то знаменита, ролик должен быть представлен в экспозиции, либо по смыслу в ходе трансляции (если есть возможность, впрочем - это очень условно).

     12. В ходе трансляции следует вставлять анонс значимых и эмоционально-значимых событий (любые, но лучше связанных с интересами ЦА СС), которые способны вызывать интерес или эмоции – это также ассоциативный монтаж. Причем тут два варианта: либо перенесение эмоционального фона с анонса на событие, либо с события на анонс.

     13. Трансляция должна сопровождаться «сюжетной» статистикой команд, игроков, зрителей, тренеров:

     «Во время просмотра матча плей-офф НБА «Нью-Джерси» — «Кливленд» (дело был в воскресенье ранним утром), искренне позавидовал «въедливым» болельщикам и журналистам, освещающим заокеанский баскетбол. Не успел разыгрывающий хозяев Джэйсон Кидд выиграть борьбу за отскок в начале 4-го периода, телезрителям было сообщено. Это — 87-й триппл-дабл Кидда (закончил он с результатом 23 очка + 13 подборов + 14 передач) в карьере. А по числу трёх двузначных показателей в матчах плей-офф он вышел на третье место в НБА4.»

     14. После эффектных моментов сразу монтируются кадры, обозначающие реакцию зрителей, игрока, или тренера – это производит самое сильное впечатление, сильнее, чем при повторе.

     15. В ходе трансляции обычно работают эксперты, которые способны подавать «острую»  статистику матча текущего. (Чтобы подавать статистику «живую» - следует разобраться, какие могут возникать «категории» и отслеживать их, чтобы не пришлось искать закономерности по ходу трансляции.)

     16. Задача операторов и режиссера трансляции еще и в том, чтобы снять так, чтобы зритель «втянулся» в СС, проникся атмосферой, пожелал оказаться на стадионе: съемка «из зала», «среди болельщиков» (панорама по залу, среднекрупные планы, тех, кто рядом с камерой, у позиции «из зала»).

     Особенно важно уделять внимание сложившимся традициям и акцентированно их подавать. Например, в хоккее с шайбой – игроки команд по окончанию матча строем проезжают мимо друг друга и жмут руку. В баскетболе – победившая в турнире команда срезает сетку с кольца противника. В футболе – болельщики зажигают фаеры в честь забитого гола (это очень важный ритуал).

     17.  Обязательна съемка самодельных плакатов болельщиков (меньше тех, что продаются) – это, во-первых, «социальный принцип подтверждения», а во-вторых, это эмоционально гораздо более значимо и ценно. (Передает дружественную атмосферу).

     18. Обязательно: съемка физически привлекательных болельщиц и болельщиков. (Характерно для матчей Евролиги из Греции, Испании.)

     19. Съемка друзей, родственников, персональных болельщиков спортсменов.

     20. Съемка специальных гостей, знаменитостей, политиков, хозяев команд во время матчей, их реакции (ассоциативный ряд: популярная знаменитость болеет за…) Если есть возможность, то можно приготовить «цитатник» таких людей и вставлять к месту (как минимум в записи)

     21. Один из самых зрелищных вариантов повтора - это «Сплит» (возможно с эффектом «времени крупным планом»). Но почему-то принято подавать его исключительно в варианте «игровой момент – реакция тренера», забывая про другие варианты.

     Перечислим варианты Сплит (по ситуации):

     1) Тренер-тренер.

     2) Тренер-подопечный.

     3) Болельщик-игрок.

     4) Болельщик-судья.

     5) Болельщик-болельщик.

     6) Игрок-игрок.

     7) Игрок – другой тренер.

     8) Игрок-группа поддержки.

     9) Игрок-хозяин.

     10) Игрок-политик.

     11) Игрок-знаменитость.

     12) Игрок - друзья, родственники.

     13) Игрок - болельщики против.

     14) Судья-тренер.

     15) Судья-группа поддержки.

     16) Судья - родственники, друзья.

     17) Судья-владелец.

     22. В ходе матча - нарезка на игрока из моментов текущего матча.

     23. Съемка из раздевалок – планы на игру (обычно на доске расписаны, особенно, если там информация, связанная с тем, что происходит в СС), перед выходом на матч, в перерыве.

     24. В ходе трансляции можно накладывать на видеозапись аудио по принципу «социального подтверждения» - аплодисменты, задающий ритм, эмоциональные музыкальные наложения, комментарии специалистов и «интересных» персон. (Так же можно монтировать ролики на матч, серию, СС, игрока).

     25. Прием съемки: бросок (удар по воротам) – камера провожает мяч в ворота или до кольца, когда он туда попадает (или нет), то идет наезд с фокусом по прямой на болельщиков этой же камерой, расположенных за кольцом (сбоку) или за воротами – независимо от рекакции (восторг или разочарование).

     26. Много снимать «между прочим» зрителей с атрибутикой, в форме команд (можно снимать, как (легко и с желанием) и кто (такие же болельщики как и я) ее покупают по принципу «социального доказательства).

     27. Музыкальное сопровождение лишнее, когда:

      - оно не к месту, не описывает ситуацию, атмосферу, идет в разрез с ситуацией;

      - заглушает крик и шум зрителей;

      - зрители его не принимают – не смеются, не реагируют, не подпевают.

     28. Съемка: действия талисмана (передразнивание, подбадривание судей, игроков, тренера, зрителей, группы-поддержки) - реакция судей, игроков, тренера, зрителей, группы-поддержки.

     29. Если комментаторы интересны, значимы, авторитетны, популярны (может быть просто популярные люди), то стоит снимать их дискуссии, диалоги. Моментами, конечно – например, есть интересный вопрос от одного комментатора другому – сигнал режиссеру – режиссер дает сигнал, когда можно вставить по ходу трансляции.

     30. Кроме того, если комментатор профессионал, авторитетный аналитик, то стоит снимать его объяснения происходящего зрителю. (А-ля новостная аналитика 60-х СССР).

     31. Чтобы спровоцировать зрителя переживать за команду, следует показать не только, тех, кто ее любит (знаменитости и «такие же как и я»), но и что ее не любят такие, которые не любят тебя, или которых не любишь ты. (Враг моего врага мой друг).

     32. Съемка «атлетичности» спортсменов, возможно преподнесение этого момента, как атрибута, возможно заготовленный ролик на тему, например «спасает сложные концовки» или «царит под щитом».

     33. Болельщиков обычно снимают «сверху вниз» в игроков и тренеров наоборот.

     34. Чтобы придать нужное отношение к происходящему можно  воспользоваться таким приемом монтажа: эмоции болельщиков, физические привлекательные/игрок - звезда (счет, тренер…).

     35. Если возможно, то брать комментарии игроков и тренера по ходу матча (или снимать их так, чтобы было слышно, что тренер приказывает игрокам в тайм-ауте): какая комбинация, какая установка, кого и почему меняют на игровом поле – чтобы зритель мог сам отследить, как то или иное решение влияет на ход матча, и научился сам разбираться в тонкостях игры. Людям интересно то, в чем они разбираются, в противном случае, как следует из работ Л. Фестингера, они будут этого избегать. Такую форму подачи материала можно стилизовать, «мифицировать» под «розыгрыш партии быстрых шахмат», либо, используя драматическую структуру, много раз упомянутую в ходе работы, например, под детектив. (В подобном ключе комментировал финальный матч Евролиги 2007 Евгений Гомельский в СМИ: один тренер «разгадывал» комбинации другого по ходу матча, как формулу детектива «один убегает, другой догоняет»).

     Этот список можно продолжать, продолжать и продолжать. Здесь перечислены только самые очевидные, но эффективные и эффектные элементы. 

      Явленин Игорь

Обсудить статью вы можете на нашем форуме.



Источник: www.sport-business.ru

Ссылки по теме: