О сайте | Услуги

Темы новостей

Начальник бренда

"В хозяйстве ЦСКА сегодня многое приобрело рыночный характер", - рассказывает начальник Центрального спортивного клуба армии Сергей Кущенко


Баскетбольный ЦСКА сделал отличный подарок к 85-летию спортивного общества, во второй раз став чемпионом Евролиги

На минувшей неделе баскетболисты ЦСКА стали лучшими в Европе и преподнесли тем самым отличный подарок спортивному обществу, которое отмечает в эти дни свое 85-летие. Под знаменами клуба сегодня собраны в общей сложности сорок видов спорта, из них тридцать пять - олимпийских. В копилку страны армейцы за всю историю принесли 1032 олимпийские медали, в том числе 474 - золотые. Результат впечатляет. О том, как живется клубу в современных рыночных условиях, рассказал в эксклюзивном интервью "Итогам" Сергей Кущенко, начальник Центрального спортивного клуба армии.

- Сергей Валентинович, ЦСКА - клуб легендарный. Вас по случаю 85-летия в звании повысили? Генерала, надо думать, дали?

- Я до сих пор сержант! Как закончил в свое время срочную службу в этом звании, так в нем и остался. Начальник ЦСКА - должность сейчас гражданская.

- Притом что предложил ее вам два года назад Сергей Иванов, бывший тогда министром обороны?

- Верно. Поскольку ЦСКА по-прежнему входит в структуру военного ведомства России. Полное официальное название клуба сегодня звучит так: Федеральное государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации ЦСКА.

- А значит, в клубе должны быть люди с погонами на плечах.

- Разумеется. Есть они и среди спортсменов. В основном это представители индивидуальных видов. Например, знаменитые прыгуны в воду Глеб Гальперин и Дмитрий Саутин - офицеры. Первый - младший лейтенант, второй - подполковник. Главный тренер ЦСКА и сборной России по боксу Александр Лебзяк - тоже подполковник...

- Ну а Валерий Газзаев, главный тренер футбольного клуба, - военнослужащий?

- Нет. Как, впрочем, и все в его команде. В нашем хозяйстве сегодня многое приобрело рыночный характер. Это значит, например, что с футбольным клубом, равно как и с баскетбольным, и хоккейным, у нас исключительно деловые отношения. Да, все эти три профессиональных клуба входят в нашу структуру, но при этом являются совершенно самостоятельными коммерческими организациями. Они сами зарабатывают деньги и сами их тратят. У каждого из них свои спонсоры, финансовые возможности, бюджеты, наконец. У хоккейного клуба он около 20 миллионов долларов, у баскетбольного - под тридцать, у футбольного - чуть больше сорока. Мы же - большой ЦСКА - в основном живем на деньги Министерства обороны, сдаем профессиональным клубам в аренду свои стадионы, тренировочные базы, восстановительные и медицинские центры. Но самое главное - предоставляем право пользоваться брендом.

- Почем же нынче, в условиях рынка, бренд ЦСКА?

- В каждом конкретном случае этот вопрос решается по-разному. Кому-то мы полностью предоставляем бренд, где-то входим в акционеры.

- А конкретная цифра есть?

- Стоит это порядка семи миллионов рублей. Но, поймите, бренд ЦСКА - это не совсем вопрос денег. Точнее - это совсем не вопрос денег. Мы не торгуем им направо и налево. Это ведь не колбаса: вам куском или порезать? Наш бренд - как знак высочайшего качества - надо заслужить!

- То есть появилась, допустим, где-то хорошая команда, ее руководители придут к вам и скажут: "Мы хотим называться ЦСКА". И вы пойдете им навстречу. Правильно я понял?

- Абсолютно правильно. Самый свежий пример связан с женской баскетбольной командой ВБМ-СГАУ из Самары. Некоторое время назад хозяева этого клуба решили переименовать его в ЦСКА. Мы рассмотрели вопрос и подписали с ними соглашение на год. Смысла делать это на более длительный срок не было: к коллективу следовало внимательно присмотреться. Девчонки продолжали выступать в Самаре, но уже под брендом ЦСКА, что само по себе уникально. Играли они прекрасно - победили в национальном чемпионате, в Евролиге, взяли Кубок России. Вопросов к этой команде у нас больше не было, и мы продлили с ней контракт, а наш бренд теперь продвигается на новом для нас поле женского баскетбола.


Сергей Кущенко с трофеями, завоеванными спортсменами ЦСКА

Кущенко

- Хороший маркетинговый ход!

- Продвижение бренда ЦСКА как профессионального спортивного общества - одна из важных частей нашей работы. С командными видами спорта в общем-то все ясно и хорошо. Куда хуже дело обстоит с индивидуальными. Кто знает, например, что Ксения Семенова, чемпионка мира по спортивной гимнастике, представляет ЦСКА? Что армейцами являются шахматист Анатолий Карпов, теннисистка Елена Дементьева, олимпийские чемпионы по стрельбе Алексей Алипов и Михаил Неструев, шестикратная чемпионка мира в плавании на открытой воде Лариса Ильченко, двукратный чемпион мира по боксу Матвей Коробов, дзюдоисты Александр Михайлин и Тамерлан Тменов, двукратные олимпийские чемпионки по синхронному плаванию Анастасия Давыдова и Анастасия Ермакова? Этот список можно продолжать и продолжать. Мы занялись данной проблемой, решили, как говорится, восстановить справедливость. На баскетбольные и хоккейные матчи с недавних пор приглашаем известных армейцев и акцентируем на этом внимание зрителей. Объявляем, допустим: "На игре присутствует чемпионка мира по биатлону, спортсменка ЦСКА - Катя Юрьева!" То есть стараемся продвигать наш бренд, наших "индивидуалов" через игровые виды спорта. Кто же о них позаботится, если не мы?

- А как вы намерены проявлять заботу?

- Например, сегодня с тем или иным спортсменом, который поедет на Олимпиаду, работают несколько ведомств: национальная федерация, международная федерация, Росспорт, Олимпийский комитет и так далее. Есть еще личные спонсоры. Мы же хотим упорядочить процесс, чтобы спортсмен и его тренер ни на что не отвлекались и занимались лишь подготовкой к соревнованиям. А всем остальным должны заниматься персональные менеджеры, которые взяли бы на себя заботу о таких вещах, как выбор отеля или удобного рейса на самолет, чтобы не пришлось сразу после перелета выходить на старт. Эти менеджеры могли бы заниматься и поиском спонсоров. Такую группу менеджеров быстрого реагирования мы сейчас и создаем в ЦСКА. Но подобные специалисты нужны, разумеется, не только нам. Ведь на международных соревнованиях спортсмен защищает в первую очередь честь не своего клуба, а страны.

- Какое количество медалей, полагаете, заработают на предстоящей пекинской Олимпиаде ваши спортсмены?

- Примут в ней участие около 160 армейцев, в медальной зоне, надеемся, окажутся человек семьдесят. Но наверняка никогда не знаешь, что у кого и как получится!

- Чтобы регулярно завоевывать медали, надо иметь крепкие детско-юношеские школы. ЦСКА всегда славился ими. Как обстоит дело сейчас? Какими школами вы особенно гордитесь?

- Горжусь скорее не той или иной школой, а общей наметившейся тенденцией. Во-первых, мы подняли зарплаты тренерам. Если раньше они получали в среднем по 5-7 тысяч рублей в месяц, то сейчас в зависимости от классификации и лицензии - от 20 до 50 тысяч рублей. А во-вторых, мы сумели устранить влияние родителей на спортивных наставников. Добились того, что папы и мамы больше не сидят на тренировках своих детей, как это сплошь и рядом встречалось совсем недавно. Дело доходило до того, что тот или иной родитель, обещая вознаграждение, реально давил на тренера, чтобы тот ставил на игру или выпустил на соревнование именно его чадо. В один прекрасный день мы эту практику прекратили. Мы не занимаемся физкультурой, главная задача ЦСКА - спорт высших достижений, где такое понятие, как блат, просто исключено! Спортсмен - одна из немногих профессий, где ничего нельзя добиться по знакомству, где надо ежедневно пахать до седьмого пота.

- Делать это всегда веселее, если "физика" подкрепляется философией, не так ли?

- В ЦСКА она есть. Это философия победителя. Мы прививаем ее каждому, кто защищает цвета клуба, с младых ногтей. В октябре прошлого года впервые провели у себя День чемпионов, который станет теперь ежегодной традицией. Пригласили великих армейцев разных поколений. Многие признавались потом, что их просто распирало от чувства невероятной гордости, от сознания того, какая же это все-таки мощная спортивная машина - ЦСКА. В зале на одном квадратном метре можно было встретить сразу десять олимпийских чемпионов! Где такое еще возможно? Пусть эти слова и прозвучат пафосно, но главное, с моей точки зрения, в воспитании философии победителя - не терять связи времен, бережно тянуть эту нить. Представляете, как чувствует себя юный хоккеист, когда свое первое в жизни удостоверение армейца получает из рук самого Вячеслава Быкова? Никогда не забуду одну маленькую воспитанницу нашей школы таэквондо. На Дне чемпионов она была в команде, занявшей второе место в шуточной эстафете. От огорчения девочка еле сдерживала слезы. Ее никто не мог успокоить: ни тренер, ни первый вице-премьер правительства Сергей Борисович Иванов, приехавший на праздник. А все потому, что нам, армейцам, всегда нужно только первое место!

- Не думали выйти с просьбой к властям Москвы о переименовании станции метро "Аэропорт" в "ЦСКА"? "Динамо"-то ведь есть.

- Да, это было бы здорово!

Серго Кухианидзе



Источник: Итоги No. 20 (622)

Ссылки по теме: